Предлагаем Вашему вниманию некоторые приметы и поверья о бане и сауне:
С крестом в баню не идут; его снимают и оставляют в домах. То же самое, кстати, делают и женщины перед мытьем полов.
Все, из чего моются, считается нечистым: тазы, кадки, ушаты, шайки, ковши в банях.
Пить в бане воды, приготовленной для мытья, хотя бы она была чистая, - нельзя. Также и вода в рукомойниках считается нечистою, и ею нельзя даже выполоскать посуду, не то что пить.
Если есть охота увидеть черта или другую нежить в бане, надо зайти туда в ночное время и, заступив одной ногою за порог, скинуть с шеи крест и положить его под пятку.
В четвертый пар, то есть после трех перемен моющихся, в баню ходить опасно: моются в это время банник и другие нечистые.
В бане нельзя стучать или громко говорить, иначе банник рассердится и напугает.
Выйдя из бани, её хозяина надо поблагодарить.
О болезни, неизвестно откуда прикинувшейся, говорят: "Из бани вынес".
Банище - место поганое. Если поставить на месте сгоревшей бани избу, то либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а там жди нового пожара.
На Аграфену- купальницу, лютые коренья парятся в банях с целебными травами.
В деревнях девушки после бани закидывают веник через себя в реку: если потонет, то на этот год помрешь.
Банными вениками, составленными из разных трав и веток, девушки гадают о своем будущем, бросая с крыши бани: если веник упадет вершиной к погосту, то умрешь рано, а не вершиной, так долго жить будешь. Ну а куда веник комлем упадет, туда замуж идти.
Если кто пожелает быть невидимым, тот должен во время Христовой заутрени прийти в баню и, найдя там ее хозяина, который в это время обыкновенно спит, снять с него шапку и бежать с нею как можно скорее в церковь. Успеешь добежать, прежде чем банник проснется - будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе же банник догонит и убьет.
По материалам: А. Глушко «Словарь славянской мифологии»